воскресенье, 15 апреля 2018 г.

Шаг шестой: "Обучение на бортпроводника"

В момент, когда вы получили заветную маленькую синюю бумажечку с заключением ВЛЭК, и подписали все необходимые бумаги, вы автоматически становитесь самым счастливым человеком на планете, потому что все ужасы позади, а впереди только самое интересное - обучение.


Кому-то повезет, и его посадят через 1-2 недели. Кто-то будет дожидаться свою группу месяц-полтора, но рано или поздно это неизбежно произойдет. Поэтому советую набраться терпения, хорошенько так выдохнуть и просто ждать - потому что здесь вы уже ни на что повлиять не можете. Я прекрасно понимаю, как хочется быстрее начать то, к чему вы так долго и упорно шли, но не стоит себя изводить. Лучше впрок навысыпайтесь, потому что данная привилегия будет доступна только в вашем первом отпуске. Да и вообще, здоровый и полноценный сон для бортпроводника, это нечто мифическое. Уже начиная с обучения вы начнете это понимать)

Мое первоначальное обучение было еще в 2013 году, в учебном центре "Трансаэро" когда мне было 23 года о господи прошло уже 5 лет О_о

И я могу с уверенностью сказать, это были самые увлекательные и насыщенные 3 месяца в моей жизни. То, чему меня научили тогда, я до сих пор четко помню и сейчас.


Сменив уже 2 авиакомпании, я лишь сильнее испытываю благодарность к тем преподавателям, кто так сильно вдолбил в меня все основы. Лишь благодаря их труду, я до сих пор без повторений все четко помню и без проблем отвечаю на брифингах.

Правда эта же самая компания, заставила меня удалить мой блог, под угрозой увольнения) Но это уже другая история хD
Блог я удалила, а черновики оставила. И теперь могу поделиться с вами этими свежими впечатлениями и восторгами, что я испытывала тогда.

Так что откидываем спинки своих кресел и устраиваемся поудобнее) Я начну свою повесть.


На первый день учебы я шла как на праздник. У меня было смешанное чувство дикого воодушевления, счастья и любопытства! Ну еще бы, все-таки ожидания между этапами собеседования меня просто убивало.

Я не имела даже малейшего понятия, чему нас будут учить, т.к. почти никакого представления о данной профессии у меня не было. Но надеялась, что мы начнем проходить что-нибудь интересное прямо на первом занятии типа: "Как посадить самолет в условиях плохой видимости при потере дееспособности двоих пилотов" хDDD

Но первое занятие было довольно обыденное и скучное. Нам рассказывали как устроена работа в авиакомпании, кто является генеральным директором, сколько существует отделений, к какому отделению прикреплены мы, какой должен быть внешний вид студента и много другой общей информации, которая потоком слов пролетала у меня сквозь уши. 

Студент из меня так себе) Я довольно плохо усваиваю то, что мне не интересно. Поэтому я сидела и гадала, ну когда же начнется оно, то самое, хоть что-то приближенное к небу и самолетам, а не земле и бумажкам.

В этот же день мы официально знакомились со своей группой. Каждый человек вставал и рассказывал о себе: откуда он, где учился, чем занимался, почему пришел в АК и какой-нибудь интересный случай из жизни.

Наша группа состояла из 26 человек и за время обучения мы очень сблизились друг с другом. Не все конечно, но с некоторыми ребятами мы и вне учебы тепло общались, гуляли и отдыхали вместе.
За эти три месяца ваша группа станет для вас вашей второй семьей. Вы будете видеться каждый день, по 8 часов в день, 6 дней в неделю. И это большой бонус для иногородних, так как, в основном, знакомых в новом городе нет, а жажда общения все-таки заложена в человеке. Даже в интроверте)


Чему же учат бортпроводников?


Это самый часто-задаваемый вопрос. А учат нас куче самых различных дисциплин:

  • руководству по летной эксплуатации самолетов (РЛЭ);
  • аварийно-спасательной подготовке (АСП);
  • безопасной перевозке опасных грузов на воздушном судне;
  • безупречному сервису;
  • технологии обслуживания;
  • английскому языку;
  • правилам провозки багажа;
  • воздушному праву;
  • обеспечению безопасности на воздушном судне;
  • медицине;
  • и многому-многому другому! 

Хочу сказать сразу: в самом начале у вас будут самые интересные занятия - это РЛЭ и АСП.
На АСП вы будете много двигаться.

Совет №1: Девочки, сразу говорю вам, забудьте о шпильках. На АСП покупайте туфли на устойчивом каблуке, не бесите преподавателей.

Класс, где у нас проходили занятия, был обустроен в виде кабины самолета. Знаю, что во многих АУЦ есть похожие классы. Такая обстановка позволяет более эффективно понять и применить полученную информацию.

Так что по классу мы много бегали и прыгали: воссоздавали аварийные ситуации, эвакуировали людей (своих же одногруппников), тушили импровизированные пожары, оттачивали свои действия в случае разгерметизации, демонстрировали аварийно-спасательные средства и многое-многое другое.

Совет №2: Опять же, девочкам: на время АСП лучше ходить в брюках. Вам же будет удобнее и комфортнее ;)


В своих 77 Гигабайтах фото и видео (из которых, наверное, столько же утеряно) я смогла найти видео с одного из занятий, где мы учились показывать демонстрацию. Оно наглядно отображает, как я торможу, и что все с этого начинают. Никто не приходит суперподготовленный. Все абсолютно на одном уровне.



Преподаватели у нас были все абсолютно уникальные и профессиональные!
Каждый преподавал со своей "искоркой". Сразу видно, когда человеку нравится то, что он делает. И это непроизвольно передавалось нам.

Поэтому скучать на занятиях нам не приходилось. Более того, нам нужно было постоянно что-то учить. Каждый день. 
Весь прошедший материал мы должны были знать на зубок, а это было достаточно тяжело в силу того, что приезжала с занятий я поздно, а вставать нужно было очень рано.
Так что заранее начинайте подготавливаться к графику будущей работы и прощаться с полноценным сном, товарищи бортпроводники. Теперь сон для вас - это привилегия, которая доступна далеко не каждый день. А точнее ночь)

Могу сказать заранее, что вы будете уставать, особенно в первое время. Будете хотеть спать, у вас будет пухнуть голова от того количества информации, которую вам нужно освоить, осознать и выучить.

НО! Если вам действительно хочется работать в данной сфере и вы живете этой мыслью, вам это будет в кайф!) Абсолютно все! Ранние подъемы, долгая дорога в час пик на метро, усталость и недосыпания. Вот честно. Вы будете ощущать себя настолько "наполненным" человеком, что даже эта накопившаяся усталость будет восприниматься, как ваша победа над собой. Она будет иметь свою цену: напоминание о том, к чему вы идете, и через что уже прошли.

Я, как ярая поклонница "совиного" образа существования, страдала от ежедневных ранних подъемов в 5-6 утра особенно сильно. И в коротких перерывах на обед, пока все пили чаи и  весело поглощали свой обед, я заливала в себя "Адреналин Раш" и пыталась поспать с открытыми глазами, параллельно участвуя в беседе. Видите фото рядом? Я просто сижу и сплю с банкой энергетика в руке хDDD

Однако, я вам гарантирую, что интересная учеба все компенсирует! Вы все-равно будете с огромным удовольствием вставать каждое утро на учебу, чтобы узнать что-то новое и увидеть одногруппников. Во всяком случает так было у меня ^^
Вам будут показывать очень много документальных фильмов. Иногда даже художественных.
На моей памяти, мы успели посмотреть несколько выпусков "Расследования Авиакатастроф", часть "Пункт назначения 2" и, если я не ошибаюсь, фильм "Выжить".
Хоть поп-корн на занятия захватывай хD 

Еще мы учились пользоваться дымозащитными капюшонами, спасательными жилетами, кислородными баллонами и огнетушителями.

Все это довольно увлекательно и интересно, но помимо веселья не забываем, что все-таки это еще нужно и запомнить: разновидности, отличия, применение, как проверить перед рейсом и пр.

Совет №3: Учите все сразу. Не откладывайте до самого экзамена.


Просто так вам будет намного легче. Не надо думать, что можно выучить все на выходных или вообще в конце учебы за пару дней до экзаменов. Это нереально, потому информация будет только множиться и наслаиваться, а вы просто физически не сможите потом свести концы с концами. Свободного времени у вас не будет.


Учите все "здесь и сейчас"


Вот прошли вы сегодня команды на эвакуацию - пришли домой и заучили все блоки.
Потому что завтра с вас их уже спросят и перейдут к новой теме. И завтра дома вы будете учить уже ее.

Преподаватель вам даст все что необходимо. Вам же нужно это просто взять.

Не ленитесь, учите дома, в электричке, в метро, потому что, например, по АСП тройка за экзамен - это не проходной балл. А когда у вас начнутся экзамены, поверьте, учить будет некогда, т.к они начнутся почти все одновременно.

А это все-таки наша основная обязанность - обеспечить безопасность пассажиров.



Тренажеры


Когда мы прошли АСП и РЛЭ, началось самое интересное - тренажеры.

Ох эти тренажеры..) Сколько воспоминаний! Пишу - и хочется снова вернуться в это время) Поверьте, для меня обучение было не менее крутое, чем полеты!
Так что кто начинает учиться - наслаждайтесь каждым днем! Я вам даже немного завидую..)

Всего у нас было три тренажера:

  • на борту самолета;
  • в бассейне;
  • в Новохатской школе БП - там мы тушили пожары и учились съезжать по трапам.


На борт самолета нас водили как на действующий, так и на тренировочный.
На действующий завели буквально на пол часа, (т.к. он в скором времени готовился к вылету) и показали самое элементарное. Специально оборудованный класс - это одно, а действующий и "дышащий" самолет - это совсем другое.

А вот на тренировочном (списанном) самолете мы пробыли не один час. Там мы полноценно разыгрывали аварийные ситуации, бегло повторили команды (т.к полная их отработка должна была быть на другом тренажере) и учились открывать двери.

Все были в полнейшем восторге и получили огромный заряд энергии, потому что приблизились к своей цели еще на один шаг. Теперь она казалась еще ближе и реальнее.

Хорошо помню свои ощущения после тренажера на самолете - мне нестерпимо сильно хотелось оказаться там, уже в качестве действующего бортпроводника.



В бассейне нам тоже не приходилось скучать.
Для начала нам выдали строгие инструкции: "Как укомплектовать себя так, чтобы "бабушки  смотрительницы бассейна" не изгнали нас с позором" (т.к. у АК не было своего водного тренажера, мы занимались в обычном бассейне).
И помимо этого добавились и инструкции от АК.

Для этого мне пришлось пойти в "Спортмастер" и купить:

  • первую в своей жизни плавательную шапочку (выбирала я ее кстати часа полтора) - это как входной билет - без него в воду вас не запустят.
  • сланцы - без них вас не выпустят уже из душевой.
  • слитный купальник - это было уже требование АК. Так как на тренажере мы довольно активно взбираемся на плоты и трапы, могут случиться казусы в виде потери одной из частей купальника. Преподаватели говорят, что это довольно отвлекает мужскую часть группы. Слитный купальник потерять тяжелее :)
  • майку и штаны ниже колена, которые не окрашиваются в воде - необходима имитация одежды, чтобы воссоздать максимально похожие условия с аварийной посадкой.
Ну и естественно полотенце с мылом - куда ж без них.

Чему же нас там учили? Все просто - выживать в воде.
Почти все время мы были в спасательных жилетах. Без них мы только ныряли в первый раз. Необходимо было надеть и надуть его уже в воде. Дальше занятия проходили только в жилетах (информация специально для тех, кто плохо плавает и боится утонуть в первые 3 минуты тренажера).

Далее мы плавали, таскали друг друга на себе, учились принимать разные позы для сохранения тепла, забирались на плоты и трапы-плоты.

Программа была насыщенная. За час-полтора, что мы там пробыли, все вдоволь наплескались, и даже насмеялись (за что получали постоянные замечания от преподавателей).
Обстановка, мягко говоря, не очень похожа на учебную, но не надо забывать, что это тоже занятие и за него ставится оценка.
Совет №4: Если вы не умеете плавать ВООБЩЕ - возьмите перед тренажером несколько уроков в бассейне. Просто научитесь не бояться воды и хоть как-то держаться на плаву. Этого будет достаточно. Заплывов на 100 метров без жилета вас никто просить делать не будет.

В начале занятия нас честно спросили: "Кто не умеет плавать вообще или плавает очень плохо?".
Советую не врать, а честно поднять руку. Ничего страшного не произойдет. С занятия вас никто не выгонит и с обучения не отчислит. Вам просто будут давать задания чуть менее сложные, и наблюдать за вами более пристально (поверьте, преподаватель не очень то хочет, чтобы на его занятии утонул будущий бортпроводник).
Если не будете паниковать, то все пройдет очень гладко. А вот если соврете, отчаянно прыгнете в воду и начнете тонуть - вот тут у вас уже однозначно будут проблемы.

Такой вариант, как "вообще в воду не заходить" - не возможен. Программу обязаны выполнить все - иначе вам не зачтут данный тренажер, а без него допуска к полетам нет.


 

В Новохатке мы тушили пожары. Причем самые настоящие! Это реально круто, хоть и волнительно.
Сначала была небольшая теория. На ней мы получили четкие инструкции: "как делать можно" и "как делать не нужно". Так что на момент захода в "огнедышащий вагончик" у меня была уже четкая инструкция моих действий. Однако я все-равно волновалась так, что у меня тряслись коленки.
Естественно, нас экипировали с головы до ног: защитный фартук, дымозащитный капюшон, огнеупорные перчатки и, конечно же, огнетушитель - глава данного мероприятия.

Во всем этом обмундировании, я на трясущихся ногах зашла в "вагон" пытаясь удержать в голове, как, что и в каком порядке нужно тушить.
 
Внутри было темно. В капюшоне очень жарко. И помимо этого, в динамиках на всю включен гул самолета и человеческие крики.
За стеклом за мной наблюдал преподаватель, и собственно, он и решал, откуда на меня хлынет пожар: из полки, с кресла, в печке или в туалете.
Огнетушитель был тяжелый, перчатки толстые и неудобные. Я все стояла и крутила головой: "Где пожар, где пожар?!".

И в ту же секунду вспыхнуло кресло (а точнее только его каркас). За ним и полка, а потом и печка. Сложностей с тушением пожара у меня не возникло. Просто направляешь сопло огнетушителя и тушишь (ну и конечно соблюдаешь определенные процедуры перед этим).

После этого я сделала доклад импровизированному командиру, что пожар мной потушен. И с чувством полного облегчения передала капюшон другому, а сама пошла скатываться по спасательным трапам.


Это одна из моих любимых частей тренажеров. Всегда первая бегу по нему скатиться и желательно несколько раз. Хотя я была свидетелем панических атак уже у действующих бортпроводников. Правда на трапах 747 (они намного выше). Мол не поеду - боюсь.

Честно - не понимаю. Как боишься? Высоты самолета, двери которого ты постоянно открываешь? Ну как так? Хотя кто-то побаивается скатиться и с трапа 737 - а он, как детская горка. Не надо так. Вы же не в детском парке аттракционов: боюсь, не хочу, не могу. Это учебное занятие и все взрослые люди, которые осознанно выбрали эту профессию.

Ну да ладно. Не будем о грустном.

Итак, для того чтобы скатиться по трапу, я сначала переоблачилась в специальный тренировочный комбинезон. У нас они были оранжевые, и смотрелись мы все довольно весело.
Затем, не теряя времени я побежала наверх по лестнице. Там нас разделили на "бортпроводников и пассажиров". БП руководили эвакуацией, а "пассажиры" просто скатывались вниз по трапу. Абсолютно ничего сложного. Я бы даже назвала это приятным.

А вот после трапов, было самое важное: открытие двери и команды на эвакуацию пассажиров.
На первом тренажере мы уже бегло повторили их. А сейчас было что-то вроде зачета.

Команды необходимо знать на зубок и накладывать их на определенные действия.
Совет №5: Заучите их раз и навсегда так, чтобы знать лучше "мороз и солнце, день чудесный". Чтобы вас разбудили среди ночи, и, вы не думая, на абсолютном автомате озвучили их на двух языках. 

Я до сих пор лучше всего помню команды именно с первоначалки. Они настолько остались в моих подкорках, что их уже не перебить ни чем.

И, кстати, дверь тоже не так то просто открывается. Нельзя просто подойти и открыть. Нужен определенный алгоритм действий.

Вот именно этим мы и занимались оставшийся час. Каждый по очереди открывал двери и кричал команды. Именно кричал. Это важно)

После сдачи всех тренажеров мы уже до конца обучения занимались только в здании АУЦ.

Кстати, все тренажеры надо будет проходить раз в год. Водный раз в два года. Так что вы еще не раз через все это пройдете.



Дальше у нас было еще много интересных предметов, где необходимо было применить практику, но уже в учебном классе.
Например, на технологии обслуживания, нас обучали как правильно встречать пассажиров, обслуживать напитками и питанием, как сервировать телеги и полутелеги.
Совет №6: Обязательно вызывайтесь добровольцами при практике обслуживания в салоне и работе с телегой. Чем больше раз вы это сделаете сами, а не посмотрите, как это делают ваши одногруппники, тем быстрее к вам придет понимание и навык.

Раньше, после обучения у нас было еще 30 часов стажерских рейсов. Реальных рейсов, где мы летали в качестве стажеров. Нам помогали во всем действующие бортпроводники. Мы не за что не отвечали, а только наблюдали и пробовали работать.

Насколько я знаю, теперь это убрали. И вместо этого практика проводится на розыгрыше полетов, на земле.

На мой взгляд это очень неудобно для первоначалки. Потому что, когда ребята приходят на свой первый самостоятельный рейс, у них всех глаза по 5 копеек и они понятия не имеют за что им хвататься и что делать со всеми этими пассажирами.
Ведь розыгрыш полета, как бы он не был профессионально поставлен, не может заменить реального рейса, с реальными пассажирами.

Поэтому максимально практикуйтесь в работе. Пусть и на земле, с несуществующей едой и ненастоящими пассажирами.

Еще на занятиях нам объясняли какие обязанности у бортпроводника на борту и за что он может отвечать в рейсе. Обучали заполнению нужных документов и еще куче других вещей. Информации очень много. И воспринять ее в теории без реальной практики - очень тяжело.
Все кажется таким страшным и непонятным (особенно с заполнением различных накладных и ведомостей), но поверьте, достаточно одного лишь реального рейса, когда вы от и до сами заполните эти самые бумаги - и все станет гораздо понятнее. Все более чем логично, просто нужна практика и сноровка.

Когда начался английский, я думала мой мозг взорвется.
В моей голове и так хранилось огромное количество информации, которую я боялась потерять если засуну в нее еще хоть что-то столь объемное. А на английском (с которым у меня были довольно натянутые отношения всю мою жизнь) приходилось заучивать наизусть просто огромные тексты аварийных информаций, каждый день учить кучу новых слов, пытаться еще что-то сказать и понять на занятиях.

Для меня лично это далось сложнее всего. Именно в эти две недели я ощутила как медленно может идти время на учебе. Хотя обычно недели пролетали словно один день.

На занятиях по безупречному сервису нас обучали как правильно общаться с пассажирами.
С нами разыгрывали кучу каверзных ситуаций, из которых нужно было найти решение, не употребляя слов конфликтогенов.

Вообще все было очень весело. На одном из занятий, нас даже учили улыбаться. На другом "дефилировать" с чемоданом.
Все это происходило в такой дружеской обстановке, что я часто забывала о том, что я вообще нахожусь на занятиях)

Еще неделю нас обучали медицине: как правильно мерить давление (вот кстати, обязательно научитесь и попробуйте, потому что потом в рейсе окажется, что измерять его умеют единицы), оказывать помощь при обмороке, как накладывать шину, делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца, что делать когда у человека случился инфаркт миокарда или приступ эпилепсии, а так же, конечно же, наша самое любимое - как принять роды на борту самолета. Вы все это реально будете знать и даже сдадите потом экзамен.

Когда подошел конец обучения, нас ждали самые главные экзамены по АСП и РЛЭ.
Вспомнить то, что мы учили еще в начале месяца, после того потока новой информации, что в нас запихали, было не просто. Да и времени для повторения фактически не было - все было очень забито другими предметами, к которым тоже необходимо было готовиться.

Так что, как я говорила ранее, выучить что-то в это время практически нереально! Только повторить/вспомнить/освежить. Поэтому-то и надо учить все заранее, чтобы потом не было истерик или проваленных экзаменов. А они случались и в нашей группе. Кто-то реально срывался. Кто-то завалил экзамены. Кто-то вообще на них не пришел. Даже те, кто исправно учил все во время обучения, могут сдать АСП на 3ку, а это не проходной балл. По одной простой причине - нервы. 




Из 26 человек, 2ое к полетам так и не были допущены.

Но однако эти люди в принципе были не частыми гостями на занятиях, поэтому вопросов в их успешности по сдаче экзаменов ни у кого не возникало.

Были и те, кто не сдал с первого раза, но справились с пересдачей. Пересдачи есть. И даже несколько. Просто на них, как правило, люди нервничают еще больше.
Совет №7: Не изводите себя перед экзаменами. Отдых и уверенность в себе - это тоже важный аспект в подготовке. Верьте в свои силы, в свои знания, и не давайте нервозности завалить вас на самых пустяковых вопросах. 
Это просто экзамены. Вся информация уже есть в вашей голове (если вы конечно ее туда поместили). Просто расслабьтесь и достаньте ее из недр. У вас это обязательно получится.


И только после того, как мы сдали все экзамены, нам торжественно, с красной ковровой дорожкой, вручили свидетельство об окончании учебы!
Там были указанны оценки по всем предметам. Кто закончит без троек - тех премировали (хотя, честно говоря, премии мы так и не увидели хD).

А на следующий день, мы получили свое свидетельство бортпроводника!!!

Нам дали краткий инструктаж, как будут проходить полеты и объяснили как пользоваться системой, в которой отображается весь график.
После этого оставалось только ждать звонка диспетчера с вестью: "когда же будет мой первый стажерский полет" ^^

Я наверное могу говорить об обучении часами, но мне все-равно не передать того ощущения и тех эмоций, что я получила за эти три месяца.
Даже когда я совсем недавно вышла с нее, мне уже хотелось обратно. Я скучала по преподавателям (о боже, Юля, это точно ты? Та самая Юля которая прогуливала половину занятий в университете?), по занятиям, по ребятам с группы, по обеденным перерывам в столовой, по этой атмосфере что царила там постоянно. Этого действительно не хватает..)

Даже сейчас, редактируя эту статью спустя 5 лет я понимаю, насколько это было круто.
И такое же в скором времени ждет вас, обязательно!


Ссылки на остальные статьи блога:



И если после внимательного прочтения всех остальных статей у вас есть какие-то вопросы, вы можете задавать их:


Буду рада помочь!

Желаю вам исполнения своей мечты и самое главное, веры в себя!
Если вышло у меня - выйдет и у вас! Это я вам точно говорю!

Всем спасибо за внимания, можете привести свои спинки кресел в вертикальное положение)







11 комментариев:

  1. Ну что ж Юлия - Have a Great Flight!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью! Как раз скоро начнётся моя первоначалка!! Подскажи, а что ждёт на экзамене в Росавиации? Ты его сдавала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а где вы обучаться будете,не могу нигде найти ак где начался набор,помимо победы?

      Удалить
  3. Когда я училась, экзамен в Росавиации мы не сдавали.
    Сдавали МКК - местная квалификационная комиссия.
    В службу приезжали эксперты (вроде и с Росавиации тоже) и мы сдавали экзамен им.
    Без билетов. Просто садишься перед ними т тебе могут задать какой угодно вопрос )
    Мне кажется это куда страшнее тестов )

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо вам огромное, Юля, за такой подробный полезный блог! У меня вопрос - можно ли где-то достать учебные материалы/методички/конспекты, используемые во время учебы (для разных АК)? Просто у меня есть полгода на подготовку к собеседованию, а учить один лишь английский скучно и как-то расточительно. Хотелось бы по максимуму использовать оставшееся у меня свободное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все учебные материалы для подготовки БП являются интеллектуальной собственностью авиакомпании или учебного заведения, поэтому в свободном доступе их достать нельзя, увы.

      Удалить
  5. Юлия, хорошая статья! И я подмечаю у Вас в статьях, такую верную мысль: "Уверенность в себе и в своих действиях - это 70% успеха!!!"

    ОтветитьУдалить